Классный час «Здоровье в саду и на грядке», 3 класс
Методическая разработка на тему: Здоровый образ жизни в начальной школе, 3 класс
Классный час в 3 классе по программе «Здоровье»: раздел «Питание и здоровье»
Цель: формировать отношение к правильному питанию как составной части здорового образа жизни.
Оборудование: рисунки с изображением овощей и фруктов; мяч.
Уровень усвоения:
– представления: познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод и овощей – основными источниками витаминов и минеральных веществ; их значением для организма;
– отношение: формировать отношение детей к витаминам, как жизненно необходимым веществам, недостаток которых вызывает сначала недомогание, а в случае сильного авитаминоза и различные заболевания;
– способы поведения-, формировать привычку иметь овощи и фрукты обязательным компонентом ежедневного рациона питания.
Ход занятия
I. Вводная часть.
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит, в путь – на огород.
С грядки мы возьмем микстуру,
За таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду.
Снова будешь жизни рад.
Эти стихи не шутка, а правда. Если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужна аптека. С помощью правильно подобранных продуктов питания можно предупредить любые болезни. Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятия спортом, а еще питание, потому что «мы – это то, что мы едим». Так говорится в поговорке.
Недостаток в пище витаминов и минеральных веществ восполнить могут только овощи и фрукты.
Правильно ли вы питаетесь? Попробуем узнать о себе побольше.
(С детьми проводится анкетирование. Свое мнение они пишут на листочках, потом зачитываются правильные ответы на вопросы. Можно анкетирование провести заранее, а на занятии зачитать только его результаты.)
Итак, чтобы вы были здоровы, надо употреблять больше в пищу. (Витамины, фрукты и овощи.)
Вы уже догадались, что беседовать мы будем сегодня о витаминах, которые содержатся в ягодах и фруктах; о том, как правильно питаться, чтобы не болеть.
II. Основная часть.
1. Игра «Овощи и фрукты».
Учитель передает мяч ученику, а он должен назвать овощ. При этом ребята могут говорить: «Положи в корзину. (название овоща)», «Кладу. (повернувшись к соседу)», «Положи в корзину. » и т. д.
За время игры помощник учителя крепит к доске рисунки с изображением овощей и фруктов (с загадками или стихотворениями).
– Молодцы! Вы знаете много овощей и фруктов. А вот какие витамины содержат те или иные фрукты и овощи и от каких болезней можно их употреблять, мы сейчас узнаем!
2. Викторина.
1) Какие овощи и фрукты рекомендуется употреблять людям с пониженным уровнем зрения и почему? (Морковь содержит витамин А, а черника – органические кислоты, влияющие на Улучшение зрения.)
2) Чем полезна облепиха? (Витаминное и противовоспалительное средство, используется сок плодов, отвар, а облепиховое масло используется для лечения незаживающих ран.)
3) Овощ этот очень крут!
Убивает всех вокруг.
И вылечить простуду
Им тоже сможем мы. (Лук.)
4) От каких болезней вы лечитесь соком лука? (От насморка – сок с сахаром и маслом, от кашля – сок с медом и сахаром.)
5) Почему при эпидемиях чумы и оспы перед дверью и внутри дома развешивают гирлянды «связки из лука, чеснока»? (Запах (фитонциды) лука и чеснока убивает бактерии.)
6) Эти разные листочки
Лечат сердце, лечат почки,
Боль прогонят, где болит. (Петрушка.)
7) Этот плод – аптека наша,
Из него полезна каша.
От болезней всех! Ну, чудо! (Тыква.)
8) Листья – будто кружева,
Украшенье для стола.
Придают здоровый вид.
Круглый год лечение,
И все от воспаления. (Укроп.)
9) Эти листья и плоды
Для кулинарии и врача
Источник витамина С –
От кашля избавленье.
Те разноцветные плоды –
Леченье с наслажденьем. (Смородина.)
10) Эти вкусные плоды
Всем знакомы с древности.
Все, кто ели, не болели,
Зубы белые блестели,
Побеждают они, без сомнения.
Вкусны варенье, сок, пюре.
А дерево растет у нас во дворе. (Плоды яблони.)
– После нашей викторины очень хочется, ребята, чтобы вы заинтересовались полезными свойствами тех продуктов, которые едите, и знали, какие витамины в них содержатся.
Если мы едим подземные части растений – надо присесть, если едим надземные части растений – встать во весь рост и вытянуть руки вверх.
III. Заключительная часть.
1. Игра «Экскурсия в поликлинику».
Дети – «врачи», а учитель – «больной», обращается с жалобами к ним, а дети отвечают. Можно использовать мяч.
а) Что нужно делать, если в городе эпидемия гриппа? (Есть лук, чеснок.)
б) Помогите вылечить насморк. (Сок свеклы, моркови, лука закапывать в нос.)
в) Сколько раз в день надо есть, чтобы режим питания был правильным? (5 раз.)
г) Что надо употреблять в пищу каждый день, чтобы быть здоровым? (Овощи и фрукты.)
д) Что надо есть на ночь? (Кефир.) Почему?
2. Стихотворение.
Овощи и фрукты любят все на свете.
Бабушки и дети секреты знают эти.
Виноград и вишня лечит все сосуды,
Абрикос – от сердца, груша от простуды.
Апельсин, как витамин, знают все, незаменим.
Ешьте фрукты, здоровейте, пейте сок и не болейте!
3. Анкета.
1. Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту?
а) всегда – 5 баллов;
б) иногда – 2 балла;
в) никогда – 0 баллов.
2. Сколько раз в день вы едите?
а) 4-6 раз – 5 баллов;
б) 3 раза – 3 балла;
в) 2 раза – 0 баллов;
г) сколько захочу – 0 баллов.
3. Вы употребляете в пищу овощи и фрукты?
а) ежедневно – 5 баллов;
б) 2 раза в неделю – 3 балла;
в) очень редко – 1 балл;
г) никогда – 0 баллов.
4. Когда и что вы едите на ночь?
а) мясо в 9 ч – 1 балл;
б) кашу в 9 ч – 2 балла;
в) стакан кефира или молока в 9 ч – 5 баллов;
г) ем когда захочу и что захочу до 11 ч – 0 баллов.
5. Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
а) иногда в супе – 1 балл;
б) никогда – 0 баллов;
в) ежедневно – 5 баллов;
г) иногда – 2 балла.
Дети на листочках пишут номер вопроса и букву правильного ответа: 1а, 26, Зв и т. д.
Потом зачитывается количество правильных ответов на каждый вопрос.
Если вы набрали 13-15 баллов, то вы достаточно употребляете в пищу овощей и фруктов, у вас правильный режим питания.
Если вы набрали 9-12 баллов, это означает, что вы не занимаетесь своим здоровьем, едите, когда и что придется. Но у вас дома об этом заботится кто-то другой, так что вы достаточно правильно питаетесь.
Если вы набрали 0-9 баллов, то вам нужно задуматься о своем питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее вы этим займетесь, тем лучше будет ваше здоровье.
Реферат «Лекарства с грядки»
Природа подарила человеку огромное богатство – овощи и фрукты, которые всегда были источником жизни и здоровья. История народной медицины имеет возраст, равный истории человечества.
В своей работе «Лекарства с грядки» я решила познакомиться с лекарственными свойствами овощей, узнать историю их происхождения. Конечно, при лечении различных заболеваний, люди чаще пользуются лекарствами, которые можно купить в аптеке.
Однако, хотелось бы, чтобы люди чаще использовали в своей жизни лекарства, которые растут на грядке.
Цель работы: Изучение целебных свойств овощей и знакомство со способами их применения для лечения разных болезней. Ознакомление одноклассников с целебными свойствами овощей и способами их применения в жизни.
изучить литературу по этой теме;
показать значение лекарственных свойств овощей для здоровья человека;
провести опрос по знаниям овощей, их лечебных свойств и применению для лечения болезней;
Гипотеза исследования: Если мы будем знать лечебные свойства овощей, то сможем правильно использовать в качестве лекарства при лечении различных болезней.
Методы исследования: Анализ, опрос, наблюдение, сбор информации из разных источников.
Практическая значимость работы. Овощи не только древнейшая пища человека, но и древнейшая «копилка лекарств». Мы хотим познакомить вас с главными целебными свойствами огородных растений, ибо все их перечислить просто невозможно.
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. История происхождения овощей
Различные виды овощей люди используют с незапамятных времен. Слово «овощ», означающее на древнерусском языке плод, появилось в русском языке в конце XIV века. Этим словом наши предки обозначали плоды растений и фрукты.
История выращивания человеком овощей для своего питания очень древняя и насчитывает тысячелетия. Семена и плоды различных овощных культур находили при раскопках в гробницах египетских фараонов, изображения овощей можно найти на древнеиндийских миниатюрах, зеленные овощи, применявшиеся для лечения и в качестве диетического питания, упоминаются в древнекитайских медицинских трактатах. Овощи широко возделывались в Древней Греции и Древнем Риме, овощные культуры были известны древним кельтам, а древние индейские племена майя называли себя «детьми кукурузы».
Овощеводство было сосредоточено в основном на крестьянских усадьбах, огороженных от скота (отсюда произошло название огород, и носило потребительский характер, т. е. продукция выращивалась для семьи. По мере роста промышленных городов вокруг них развивается овощеводство для продажи на рынках.
В Древнем Египте, например, всеобщей любовью пользовался репчатый лук, а в Древней Греции он считался священным растением.
Горох, принадлежащий семейству бобовых, очень давно известен человечеству. Горошины были найдены даже на месте древних поселений, относящихся к каменному веку.
Также давно известен людям и салат, а самым древним из культивируемых видов является салат-латук.
А вот помидоры попали в Европу только в середине XVI века, причем до начала XIX века они считались несъедобными. Отметим, что одной из первых стран, где начали выращивать помидоры как овощную культуру, является Россия.
Другим популярным в нашей стране овощем является свёкла, которая попала к нам в X веке из Византии. Еще один популярный у нас овощ – картофель – появился у нас благодаря Петру Первому, а в Европу он попал в середине XVI века из Южной Америки.
1.2. Влияние овощей на здоровье человека
Овощи являются источником многих полезных для нашего организма веществ: витаминов, минералов. Они содержат клетчатку, которая оказывает огромное влияние на правильное пищеварение. Большинство овощей является источником витамина С, способствующего укреплению иммунитета. В овощах довольно мало натрия, но, с другой стороны, в них содержится большое количество калия, который балансирует содержание натрия в организме, тем самым защищая нас от повышения давления.
Овощи являются низкокалорийным продуктом, не содержащим жиров, поэтому овощи широко используются в диетическом питании.
Петрушка, сельдерей, лук, чеснок, редис, редька, дайкон содержат эфирные масла, которые в оптимальных количествах способствуют повышению отделения пищеварительных соков и обладают дезинфицирующими свойствами.
Лук, чеснок, хрен, редька содержат фитонциды, подавляющие болезнетворные микроорганизмы.
Салат, белокочанная капуста, ревень, томат, шпинат обладают свойствами, способными защищать организм от воздействия радиоактивных элементов.
Свежие овощи, особенно фасоль овощная, горох, укроп, пастернак, содержат много клетчатки, которая способствует отделению желудочного сока и желчи.
Тыква, баклажаны, редис, свекла содержат значительное количество пектиновых веществ, которые усваиваются организмом в весьма незначительных количествах, но предохраняют от повреждения слизистую оболочку кишечника и желудка, обладают способностью адсорбировать в кишечнике избыточную жидкость, вредные бактерии и тем самым оказывают дезинфицирующее воздействие.
1.3. Лекарственные свойства овощей
Природа на протяжении тысячелетий помогает людям. Она щедра и мудра. Так повелось издревле, что посвященным становятся известны многие еёсекреты: какими овощами поддержать сердце, почистить печень, подлечить нервную систему, заживить порезы или раны и т. д. Но не всегда под рукой оказываются нужные травы или сборы. Тогда на помощь приходят растения, которые есть в каждом доме. Это овощи из огорода.
КАПУСТА. На дачных просторах сложно найти огород, на котором не росла бы капуста. Эта сельскохозяйственная культура прочно вошла в наш рацион питания и стала настолько привычной, обыденной, что многим и в голову не приходит задуматься о свойствах знакомого овоща, не связанных с его кулинарными достоинствами. Между тем, капуста таит в себе немало целебных секретов и помимо пищевых преимуществ ценна как лекарственное растение.
Капуста из всех овощей первая.
При головной боли приложить ко лбу и вискам листья свежей капусты.
Чтобы укрепить десна нужно систематически жевать кислую капусту.
Свежий капустный сок с сахаром хорошо действует при кашле.
Капуста способствует выведению из организма холестерина.
Капусту рекомендуется употреблять при ожирении и диабете.
Капустный сок, разведенный с водой, полезен для полосканий при ангине.
КАРТОФЕЛЬ. Благодаря уникальным пищевым и целебным качествам картофелю нет равных конкурентов в кулинарной сфере, народной медицине и домашней косметологии. Около 300 блюд готовят из этого овоща. Картофель имеет большое значение и в качестве кормовой культуры. Он является отличным предшественником для посадки других сельскохозяйственных культур. В народе её зовут вторым хлебом.
200-300 г картофеля обеспечивают суточную потребность в витамине С.
Картофель содержит достаточное количество микроэлементов: железа, меди, цинка, марганца, хрома.
Свежий картофельный сок принимают при изжоге, для лечения гастритов, язвенной болезни.
Стружки картофеля применяют при длительных головных болях.
Настой из цветков картофеля применяют при гипертонии.
Крахмал и кисели из картофеля – хорошее обволакивающее средство при отравлениях.
ЛУК. Обычный репчатый лук не нуждается в представлении. Лук- порей, используется как зимний витаминный овощ, а ранние лук-татарка и лук-слизун с плоскими зелёными листьями особенно ценны за раннюю зелень. Особое место на нашем столе занимает лук-черемша. Зелень черемши похожа на листья ландыша, но обладает резким запахом и вкусом чеснока.
Широко употребляются сок и кашица из лука –от насморка при простуде,
для роста волос,
очищения гнойных ран,
при обморожениях и свежих ожогах.
Зеленый лук является общеизвестным средством лечения цинги и обладает массой других достоинств.
ЧЕСНОК. Зелень чеснока тоже доступна любому огороднику. Высаженные в октябре, чесночные зубчики весной прямо из-под стаявшего снега дадут сочную зелень.
Чеснок это культура, которая распространена практически по всему земному шару. Он вызревает в августе, его выкапывают и досушивают с ботвой, при этом питательные вещества переходят из листьев в луковицу.
Регулярный прием 2-3 зубчиков чеснока защитит от:
гипертонии, других болезней.
Такой человек меньше подвержен инфекционным заболеваниям, т. к. чеснок обладает противомикробным и противогрибковым действием
МОРКОВЬ. Морковь – это овощ, который завоевал огромную популярность среди поклонников народной медицины. Полезные свойства сырой и вареной моркови позволяют применять этот овощ для лечения заболеваний глаз, ЖКТ, кожи, улучшения обмена веществ, рассасывания злокачественных опухолей и т. д. В морковке содержится огромное количество витаминов и минералов. Особенно славится она наличием бета-каротина, который при попадании в организм человека превращается в витамин А. Он необходим для поддержания нормального зрения, отличного состояния зубов, хорошей работоспособности и т. д. Особенно полезен он молодым женщинам.
Ею лечили, от малокровия. Отсюда поговорка «От моркови – больше крови».
Еще Гиппократ и Гален использовали морковь в качестве лекарства против кашля при туберкулезе, геморрое, куриной слепоте и т. д.
В народной медицине широко используется морковь как наружное средство, для лечения гноящихся ран.
Экстракт из семян моркови улучшает общее состояние при гипертонии.
СВЕКЛА. Такая привычная в наших широтах, обязательный атрибут борщей, винегретов и свекольников, свекла была завезена к нам еще во времена Киевской Руси из Византии. Уже античные исследователи полезной еды оценили лечебные свойства свеклы как исключительные. Современные ученые не только подтвердили наблюдения своих предшественников,но и доказали: свекла — овощ уникальный и никаким другим в рационе человека не заменимый. Полезные свойства свеклы, ее особая пищевая ценность связаны с двумя моментами. Во-первых, это уникальный набор элементов, который больше нигде не встречается, и, во-вторых, свекла содержит большое количество веществ, не подверженных разрушению при температурной кулинарной обработке. Польза вареной свеклы не вызывает никаких сомнений. Особую ценность придает свёкле витамин Р, способствующий гибкости и эластичности кровеносных сосудов, предупреждению склероза и снижению кровяного давления. За эти волшебные свойства его называют витамином молодости.
В старину свёклу рекомендовали использовать как лечебное средство при цинге, туберкулезе, гипертонии, малокровии, запорах, как противовоспалительное средство при насморке, зубной боли, а также при заболеваниях печени, почек и даже при раке.
ГОРОХ. Горох важная и кормовая культура. Семена используют в пищу в виде супа и каши. Лечебными свойствами обладают листья и семена. Их заготавливают в мае-июне, сушат в тени, в хорошо проветриваемом помещении, разложив тонким слоем.
Белковый чемпион – горох ценен важнейшими аминокислотами.
Богат он аскорбиновой кислотой (витамином С, имеется в нем каротин.
Особенно полезен овощной зеленый горошек.
Надземные части растения в виде настоя хорошо помогают как мочегонное средство.
Припарки из гороховой муки помогают при гнойничковых заболеваниях кожи
ПЕРЕЦ. У нас в России его называют болгарским перцем, а на родине сладким. Он частый гость на наших столах в разнообразных блюдах.Его яркий окрас прекрасно украшает стол: оранжевый, красный, желтый, зеленый. Сколько яркого цвета!
Перец применяют в медицине для приготовления настоек для растирания при ревматизме, малярии и других болезнях.
Сладкий перец ценен неповторимым вкусом и высочайшим содержанием в плодах витаминов, особенно аскорбиновой кислоты.
По содержанию витамина С перец занимает первое место среди овощей.
Много в нем минеральных веществ – калия, фосфора, железа, магния, кремния и др.
ПОМИДОР. Превосходный вкус томатов ни у кого не вызывает сомнений. Однако этим их достоинства не ограничиваются. Они содержат большое количество полезных для организма веществ, в числе которых белок, глюкоза, фруктоза, сахароза, минеральные соли и каротин. Помидор можно без преувеличения назвать рекордсменом среди овощей по содержанию солей железа.
Томатный сок по содержанию каротина, витаминов группы В, РР, Е, превосходит апельсины и другие цитрусовые.
В 200 г плодов томата содержится почти суточная норма аскорбиновой кислоты. Томаты богаты солями калия, магния, фосфора, железа. Они очень полезны при малокровии.
Томаты усиливают выделение желудочного сока, улучшают работу пищеварительного тракта, благотворно действуют на гипертоников, лечат авитаминозы, растворяют камни печени.
Для того чтобы выяснить, что знают люди о лечебных свойствах овощей, как часто применяют их в качестве лекарств, какие овощи используют чаще всего для лечения каких недугов, я провела опрос среди учащихся 3-4 классов, учителей и родителей при помощи анкеты. В опросе участвовало 60 человек.
Приведу результаты исследования:
1. Знаете ли вы, что овощи обладают лечебными свойствами?
а) да 42 человека
б) нет 18 человек (это школьники, которые не знают о лечебных свойствах овощей)
2. Вы применяете овощи для своего лечения?
б)не применяют: 10%
в)иногда применяют: 30%
3. О лечебных свойствах каких овощей вы знаете?
капуста картофель лук чеснок морковь свекла горох перец помидоры
48 45 50 43 33 3 30 50 50
4. Какие овощи используете Вы или члены вашей семьи?
капуста картофель лук чеснок морковь свекла горох перец помидоры
52 45 35 43 39 37 30 52 51
5. Откуда Вы узнали о целебных свойствах овощей?
от родителей, других людей Из ТВ передач От медицинских работников Из литературы Из собственного опыта
6. Почему Вы используете овощи?
Они безвредны или вред минимален Недостаточно средств на лекарства Не признают официальную медицину Используют вместе с лекарствами Они более эффективны
Результаты исследования показывают,что многие используют овощи в лечении болезней:
хорошо известны лечебные свойства чеснока, картофеля, лука, капусты
меньше используют помидоры, перец, горох
среди «других» овощей называли редьку, фасоль, сельдерей и др.
Основной причиной использования овощей в качестве лекарств большая часть опрошенных называют отсутствие вреда или малое его использование, а также использование в качестве вспомогательных средств наравне с лекарствами. Другой причиной является нехватка средств, а некоторые не признают капли и таблетки, говорят о том, что от них один вред. О том, что овощи в качестве лекарств очень эффективны-в той или иной мере признают все опрошенные участники.
Вывод по главе 2:
Таким образом, большинство людей знают, что овощи очень полезны и их можно применять в качестве лекарств, которые еще вкусны и доступны. Применение овощей требует времени и внимания и это сложнее, чем принять готовую таблетку и запить её водой. Но за терпение и настойчивость человек вознаграждается исцелением от недугов, восстановлением энергии, сил, сохранением здоровья и молодости.
В ходе выполнения работы я познакомилась с лекарственными свойствами некоторых овощей, таких как помидор, картофель, лук, морковь, свекла, перец, чеснок, горох.
Изучив целебные свойства овощей и их влияние на здоровье человека,пришла к выводу:
1. Следует выращивать дома как можно больше различных видов овощей.
2. В овощах содержится много витаминов.
3. Многие овощи, можно использовать в качестве лекарственных средств при лечении разных болезней.
Следует помнить, что поделиться своей целебной силой могут только здоровые, хорошо развитые растения, поэтому за ними нужно регулярно и правильно ухаживать. Ни в коем случае при выращивании овощей не следует пользоваться химическими удобрениями. Они вредны для здоровья.
Следовательно овощи можно использовать для лечения и предотвращения заболеваний, поэтому выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась. У овощей есть преимущество-они вкусны, питательны, полезны. Включайте их в свой рацион в сыром и вареном виде, в виде соков, смесей и сохраните здоровье, молодость, бодрость на долгие годы. А уж если заболели, то применяйте их как лекарства, но посоветуйтесь с врачом, так как у вас могут быть противопоказания к использованию тех или иных овощей.
Список использованных источников
1. Боровой Б. М. «Аптека на грядке», Ленинград, Лениздат, 2012г.
2. Мазнев Н. И. «Аптека на грядке. Овощи от 100 болезней», Дом 21 век, Рипол Классик, 2011г.
3. Рычкова Ю. В. «Аптека на огороде. Лекарственные растения на вашей грядке», М. :РИПОЛ Классик, 2015г.
4. Сулейманов Г. «Аптека на грядках», Пермь, Редакционно – издательское предприятие «Полипринт», 2012г.
Беседа с элементами игры «ПРО ТЕХ, КТО НА ОГОРОДЕ РАСТЕТ, НАМ ЗДОРОВЬЕ НЕСЕТ».
Эти стихи не шутка, а правда. Если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужна аптека. С помощью правильно подобранных продуктов питания можно предупредить любые болезни. Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятия спортом, а еще питание, потому что «мы – это то, что мы едим». Так говорится в поговорке.
Недостаток в пище витаминов и минеральных веществ восполнить могут только овощи и фрукты.
Игра «Урожай»
Ребята! Сейчас мы с вами поиграем в игру «Урожай».
Ведущий называет различные плоды.
– Если это ОВОЩИ – хлопают мальчики;
– Если это ФРУКТЫ – хлопают девочки;
– Если это ЯГОДЫ – хлопают все вместе;
– Если это ЗЕРНОВЫЕ – все молчат.
КАРТОФЕЛЬ(о), ПШЕНИЦА(з), ГРЕЧИХА(з), ГРУША(ф), РЕПА(о), АРБУЗ(я), СЛИВА(ф), ЯБЛОКО(ф), ОБЛЕПИХА(я), МАЛИНА(я), СВЁКЛА(о), КАПУСТА(о), РЕДЬКА(о), КАБАЧОК(о), МОРКОВЬ(о), СМОРОДИНА(я), ОГУРЕЦ(о), КРЫЖОВНИК(я), ОВЁС(з)…
Где выращивают урожай? (Поле, пашня, огород, сад.)
Знаете ли вы, с чего начался первый на свете огород? С обычной мусорной кучи возле шалаша или пещеры древнего человека. Сюда вместе с объедками овощей попали спелые семена и дали всходы. Зазеленевшая мусорная куча убедила наших предков, что удобно и выгодно собирать урожай у порога дома. Так в далекие-далекие времена вошли в меню человека овощи. А чтобы никто не вытоптал всходы, сеятель стал огораживать свои посевы. Отсюда и слово «огород».
А что растет в ваших огородах? Больше всего человек ценит овощи за то, что они помогают ему быть здоровым и красивым. В чем же сила овощей? Почему больным всегда рекомендуют овощи и фрукты? (Ответы детей.)
Конкурсная программа
1. Разминка «Продолжи рифму»
Любит он расти на воле:
И в саду, и в чистом поле –
Целой зарослью дремучей!
Он усатый и ползучий,
Спрятал ядрышки в стручке -Саблевидном кулачке.
Не раскусишь, коль засох. Называется. (горох).
Наш огород в образцовом порядке.
Как на параде, построились грядки.
Словно живая ограда, вокруг
Пики зеленые выставил. (лук).
Лопаты не нужно, сидит она близко –
Красная, с белой подкладкой. (редиска).
Хвост зеленый, красная головка
– Это остроносая. (морковка).
На грядке привалился на бочок
Солидный кругловатый. (кабачок).
От частой поливки едва не промокла Мохнатая темно-лиловая. (свекла).
Он круглый и красный, как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней. (помидора).
Я на грядке прорастаю,
В огороде всех я знаю,
А укропу я подружка.
Как зовут меня – . (петрушка)
Редька – старшая сестра,
Ну, а я ещё мала.
Угадает даже киска,
Что зовут меня . (редиска)
Колобок растёт на грядке,
Знают все его ребятки.
В землю врос он крепко,
Что за овощ? . (репка)
2. Игра «Назови овощ, фрукт, ягоду»
Дети встают в круг, в центре с мячом водящий. Он бросает мяч любому ребенку и говорит: «Овощ». Ребенок, поймав мяч, быстро называет знакомый овощ. Если водящий скажет: «Ягода», то ребенок должен назвать ягоду.
Воспитатель: Помидор пыхтит с утра:
– Ох и славная жара!
Я теперь поспею в срок.
Очень вкусным будет ….(сок).
А кто знает, как называется сок из помидоров? (Ответы детей.) У этого овоща два названия. У первых томатов, завезенных из Америки, плоды были желтого цвета, на солнце они светились золотом. Поэтому итальянцы и назвали их «помидоро»: «помо» – яблоко, «доро» – золотое. Томаты сажали на садовых клумбах для красоты: никто не решался пробовать «золотое яблоко» на вкус. Первыми попробовали плоды португальцы, им понравилось. С этой поры и началось переселение томатов с клумбы в огород и в поле.
Кто знает, о каком растении так говорят: «Кто его поел, сам скажется»? (Лук.) Но если пожевать лук в течение трех минут, то во рту не останется ни одного микроба. Лук убивает также инфекционные палочки, заживляет гнойные раны. В России во времена, когда свирепствовали заразные болезни, в каждой избе вывешивали связку лука. «Лук от семи недуг» – так до сих пор говорят о нем люди.
Дети инсценируют стихотворение «Все ли овощи на грядке?»
Пугало. Разберемся мы, ребятки,
Все ли овощи на грядке?
Или кто из них украдкой
Затаиться нынче вздумал?
Затеряться меж рядами,
Иль остаться семенами,
Иль, увидев белый свет,
Испугался и свернулся,
Или от нехватки сил
Корни в землю не пустил?
И тогда напрасно в мае
Было столько маеты:
Сеяли мы и сажали,
Рыли землю, как кроты.
И какой, в спелой поре,
В желтолистом сентябре,
Поливай — не поливай
Мы получим урожай?
Ни стручков, ни ядрышков,
Ни вершков, ни корешков.
Редис.
Я созреть уже успел,
Потому как скороспел.
Так что можете опять
Вы редиску засевать
. Помидор.
Всю весну я был рассадой
На окошке зеленел.
От тепла — не от досады,
Я на солнце покраснел.
Капуста.
Мои главные враги —
Бабочки и гусеницы.
Могут листья мои съесть,
Раньше, чем распустятся.
Морковь.
У меня коса — краса
Потянулась в небеса.
Потяни меня за косу —
Из земли я выйду просто
Свекла.
Я вкусна, я красна,
Витамина А полна.
Если любишь ты борщи,
Сорняки во мне ищи.
Огурец.
Очень жажду я воды
И живу лишь тем, что пью,
Потому на 95 процентов
Из нее я состою.
Лук.
От вредителей меня
Ведь желтею сразу я,
Лишь ко мне проникнет тля.
Чеснок.
Позаботьтесь обо мне,
Пока я еще в земле.
Как созрею я совсем —
Так беда микробам всем.
Пугало.
Овощи, попив водички,
Были все на перекличке.
Значит, нынче все в порядке:
Зреют овощи на грядке,
Пугало ворон пугает,
Солнце землю припекает,
Дождик с неба поливает,
Огород во всей красе —
Овощи на месте все.
Воспитатель:
Вы знаете, какие болезни лечат овощи? Морковь и фасоль лечат малокровие: они нужны, чтобы щечки были розовыми. Тыква и свекла снижают пожилым людям давление. Чеснок помогает от зубной боли. Капуста лечит желудок и головную боль, а репа, кабачок и арбуз – печень.
Какой из всего этого следует вывод? (Ответы детей.) Каждый день нужно есть различные овощи и фрукты.
Освоение школьных программ требует от учащихся высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к общей системе знаний, не только выполняет тяжёлый труд, но также и растёт, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание.
Скорая помощь овощным культурам на грядке. Полезный
Существуют растения, которые своим ароматом, выделениями корней отпугивают или дезориентируют вредителей, вскармливают полезные микроорганизмы и угнетают вредные грибы. Их присутствие на грядках вместе с основными культурами поможет естественным образом защитить посадки.
Сад – живой организм, и некоторое количество сорняков и вредителей в нем является нормой. Даже классический английский газон может иметь до 10% сорняков, что не вызывает у владельца беспокойства. Важнее создать такую экосистему, в которой полезные и вредные насекомые, мелкие животные и бактерии будут находиться в равновесии. Например, количество тли будете регулировать не вы (с помощью опрыскиваний), а колонии божьих коровок и мелкие птицы.
Заполните ваш участок растениями, которые одним своим присутствием уменьшают распространение вредителей и болезней, создают вокруг своих более нежных «компаньонов» завесу ароматов, способных отпугнуть насекомых-вредителей или привлечь насекомых-опылителей.
Среди садоводов и огородников хорошо известно о пользе совместных посадок лука с морковью и чеснока с земляникой. Фитонциды лука отпугивают от моркови морковную муху, а запах моркови дезориентирует луковую муху. Вопрос в том, как эти растения совместить на одной грядке, ведь у них разная агротехника.
Оптимальный способ – трехрядная грядка с луком на перо или пореем в центре и морковью по краям. Также можно делать поперечные короткие ряды, чередуя рядок лука с 3–5 рядами моркови.
Вряд ли чеснок сможет абсолютно защитить землянику от вредителей. Но, безусловно, его фитонциды благотворно влияют на здоровье «соседки», а корневая система угнетает нематод. Есть и еще один плюс: при посадке озимого чеснока между рядами земляники, в момент уборки урожая луковиц в центре грядки образуется ровок, который заполняют перегноем и золой, засыпают почвой и поливают раствором ЭМ-препаратов, создавая тем самым хорошую зону питания для земляники.
Издавна знали о том, что если дать возможность зацвести укропу, посеянному на огуречной грядке, его аромат и нектар цветков привлечет много насекомых-опылителей, наведывающихся заодно и на цветки огурцов.
А известно ли вам, что несколько кустиков укропа на капустной грядке способны улучшить вкус этого замечательного овоща?
Календула эффективно отражает атаки колорадского жука и нематоды.
Редис всегда будет крупным, чистым и сочным, если его подсеять на грядку за неделю до того, как начнет всходить фасоль.
Аромат шалфея ввергает в панику вредителей крестоцветных
Очень хорошее воздействие на капусту оказывает белый клевер. Его корневая система обогащает почву атмосферным азотом, создает благоприятную зону для размножения дождевых червей и полезных микроорганизмов.
В период цветения на клевер прилетает кормиться множество полезных насекомых, в том числе и хищников, которые с удовольствием «закусывают» гусеницами и куколками вредителей.
В английской литературе даже приводятся данные: на посадки клевера и капусты прилетает в 2–3 раза больше жужелиц и других насекомых-хищников. Кроме того, полосы белого клевера весьма декоративно смотрятся между кочанов набирающей вес капусты.
Многие знают и используют свойство фасоли отпугивать своим запахом колорадского жука от посадок картофеля. Правда, не всем известно, как правильно сеять фасоль, чтобы добиться максимального эффекта. Она должна располагаться плотными кулисами вокруг картофельной делянки.
Запах настурции, которую можно повесить в корзинке в теплице, отпугивает белокрылку, а базилик – улучшает вкус томатов.
Сад будет красив и долговечен, растения здоровы и не испорчены вредителями, если в нем помимо полезных и красивых растений, будет отведено место и для некоторого количества сорняков или «простецких» культур. Живая изгородь из бирючины, бузины, спиреи или шиповника не только оздоровит весь сад, но и станет местом обитания мелких птиц, божьих коровок, златоглазок и трихограмм. Цветник в «диком» стиле из крапивы, валерианы, ромашки, тысячелистника, одуванчика, пижмы и даже сныти, окажет большое влияние на общее состояние экосистемы сада.
В старых садах плодовые деревья выращивают способом залужения. И в разнотравье не только допустимо, но и желательно присутствие одуванчика. Это растение привлекает в сад насекомых-опылителей, его корни выделяют вещества, угнетающие болезнетворные грибы, а зеленая масса выделяет в воздух этилен, укоряющий созревание плодов.
Фацелия – великолепная медоносная трава, в приствольных кругах плодовых деревьев играет сразу несколько ролей: она и удобрение, оздоравливающее почву, и более лакомый кусочек для гусениц и других вредителей, нежели плодовые деревья.
Многие растения обладают свойством отпугивать и подавлять вредителей, а некоторые способны защищать своих соседей от возбудителей болезней. Приведенная в таблице информация поможет подобрать «соседей» для растений с учетом фактора воздействия на вредителей.
Подкормка овощных культур: дозировка и основные правила
Хотите собрать богатый и полезный урожай овощей, с собственной грядки? Для этого, Вам стоит тщательно изучить особенности прикормки популярных овощных культур. Помните! Баклажаны, кабачки, огурцы, помидоры, перец и капусту необходимо подкармливать по-разному и в разных дозировках!
После посева семян и высадки рассады овощных культур необходимо периодически проводить подкормки, для того чтобы быстро появились всходы, а молодые кустики прижились. У каждого растения есть свои излюбленные удобрения, вносить которые в почву необходимо в соответствии с дозировками.
Эту культуру в течение сезона подкармливают 3-5 раз. Первую подкормку проводят через 7-10 дней после посадки рассады в период формирования бутонов (на 1 м 2 грядки расходуют 5 г нитрата аммония, 20 г суперфосфата, 10 г хлористого калия на 10 л воды), вторую подкормку – в период роста плодов (раствором тех же удобрений в двойных дозах или настоем коровяка), а третью и четвертую при появлении плодов (для полива по 1 л раствора мочевины на каждый куст, разводя 1 ст. л. удобрения в 10 л воды). В период цветения проводят внекорневую подкормку раствором борной кислоты слабой концентрации. Эффективно внесение органических удобрений, посыпание почвы золой (1-2 стакана на 1 м 2 ).
Для подкормки баклажанов и перца все удобрения растворяйте в воде температурой 22-24°С, так как эти теплолюбивые культуры негативно реагируют на полив холодной водой. Питательные вещества из теплых растворов корни этих растений усваивают быстро. Воду для полива и подкормки наливайте заранее в бочки, чтобы она нагрелась на солнце.
Кабачки
Первую подкормку проводят при появлении 3-4 настоящих листьев жидкими органическими удобрениями (разбавленной навозной жижей, раствором нитроаммофоски – 20 г удобрения на 10 л воды) по 1 л под каждый куст. Вторая подкормка необходима в период цветения. Для нее используют растворы комплексных удобрений с золой или настой коровяка – 1,5-2 л раствора на куст. Третью подкормку проводят в период плодоношения. Почву удобряют суперфосфатом (40-50 г на 10 л воды), настоями коровяка или птичьего помета. Полезно провести 2-3 внекорневые подкормки (1015 г мочевины, 5 г сульфата марганца, по 4 г борной кислоты и медного купороса на 10 л воды) с интервалом 10-15 дней.
При подкормке азотными удобрениями внекорневым способом каждые 2 недели кусты опрыскивают раствором мочевины.
Не добавляйте свежий навоз в почву при посадке кабачков. Это приведет к чрезмерному разрастанию куста и значительному снижению плодоношения, а также к поражению корневой гнилью, так как это удобрение содержит большое количество азота и разных микроорганизмов.
В дальнейшем его можно использовать для подкормки подросших кустов.
Капуста
Белокочанная капуста. После высадки рассады на грядки проводят обычно две подкормки. Первый раз удобрения вносят в почву через 2 недели, а второй – при формировании кочанов. Для первой подкормки используют азотные, фосфорные и калийные удобрения – по 2 г на 1 м 2 . Если перед посадкой в почву не вносили органические удобрения, то добавляют по 5 г нитрата аммония на каждый 1 м 2 . Можно заменить эти удобрения настоем коровяка – по 1 л на каждое растение для полива. Через 2-3 недели необходима вторая подкормка настоем коровяка, птичьего помета или разбавленной навозной жижей (по 1 л на растение).
Цветная капуста. Лучшее удобрение для этой культуры – настой куриного помета. Перед обильным поливом под каждое растение однократно выливают 0,5 л удобрения.
Пекинская капуста. Удобряют только перед посадкой. Осенью при перекапывании почвы вносят на каждый м 2 по 5 кг свежего навоза, 15 г двойного суперфосфата, 40 г сульфата калия или литровую банку золы.
Огурцы
В почву осенью добавляют по 10 кг органических удобрений на
- м 2 . За 2-3 недели до посадки на грядки подсыпают по 10 г азотных и по 12 г фосфорных и калийных удобрений на 1 м 2 . Первую подкормку проводят после появления двух настоящих листьев или через
- недели после высадки рассады. Для нее готовят раствор – по 10 г нитрата аммония, суперфосфата и калийной соли на 10 л воды. Под каждый кустик выливают по 0,5-1 л удобрения. Через 2 недели огурцы подкармливают второй раз – тем же раствором, но двойной концентрации. Недопустимо его попадание на листья во избежание ожогов. Если плодоношение слабое, то проводят внекорневую подкормку раствором мочевины (10 г удобрения на 10 л воды).
Капуста лучше растет и менее подвержена поражению капустной килой на почвах с небольшой кислотностью, поэтому при необходимости в нее каждые 3-4 года на 1 м 2 вносят 3-5 кг извести или 2-10 кг молотого известняка.
Перец
Первую подкормку перца проводят через 2 недели после посадки. Под каждый кустик выливают по 1 л раствора удобрений (по 6 г мочевины и суперфосфата на 10 л воды) или настоя коровяка либо птичьего помета. Вторую подкормку осуществляют в период массового цветения перца. Для нее готовят следующий раствор – 35 г суперфосфата, 3 г мочевины и 6 г сульфата калия на 10 л воды. Расход тот же. Можно для второй подкормки использовать травяной настой с добавлением коровяка (5-6 кг травы, 80 г золы, 9 кг коровяка и воды до общего объема 100 л, настаивать 10 дней). При появлении плодов перец подкармливают третий раз. Приготавливают раствор для полива: 10 г калийной соли и 12 г суперфосфата на 10 л воды либо 250 г нитрофоски и 5 кг коровяка на 100 л воды (настаивать 7 дней, расход – по 1,5-2 л на каждый кустик).
Корневую подкормку этой культуры лучше проводить на второй или третий день после полива.
Если рассада плохо подрастает, то ее подкармливают внекорневым способом раствором мочевины (30 г удобрения на 10 л воды). Опрыскивание проводят ежедневно в течение 5-7 дней. При необходимости проводят подкормку микроэлементами.
Томаты
Для получения большого урожая томатов корневую подкормку проводят 4-5 раз. В зависимости от погодных условий регулируют дозы калиевый удобрений. В пасмурную погоду растениям требуется больше калия, чем в солнечную.
Первую подкормку проводят через 2 недели после посадки рассады или от появления бутонов до начала цветения. Наиболее подходящими удобрениями для нее являются настой коровяка или птичьего помета и зола. Если органические удобрения отсутствуют, то можно использовать раствор нитрофоски (15 г удобрения на 10 л воды, по 1 л на каждый куст), а затем посыпать почву золой. Если органические удобрения вносились в почву до посадки, то можно подкормить томаты минеральными удобрениями: 18 г суперфосфата и 6 г сульфата калия (5 г калимагнезии) на 10 л воды.
Когда зацветет вторая кисть и на ней сформируется завязь диаметром 1,5 см, проводят вторую подкормку полными минеральными удобрениями с добавлением по 1 г перманганата калия и медного купороса. В зависимости от размеров кустов на каждый расходуют по 1,5-2 л раствора. Третья подкормка теми же удобрениями необходима после созревания первых плодов. Расход раствора – 1,5-2,5 л.
Через 2 недели проводят четвертую подкормку специальными удобрениями для томатов и суперфосфатом (6 г на 10 л воды). Во влажную почву можно вносить сухие удобрения, а если почва сухая, то лучше проколоть ее вилами и полить раствором удобрений.
При плохом росте томатов проводят внекорневую подкормку мочевиной (3 г на 10 л воды).
Если цветки осыпаются, то растению необходима подкормка раствором борной кислоты (5 г на 10 л воды).
Эффективнее компоста и перегноя: активная мульча для супер урожаев
Не все знают, что мульча может быть активной. Она способна прямо на глазах творить чудеса с вашими растениями, делая их здоровее и позволяя получать максимальные урожаи. А ещё активная мульча обладает одним преимуществом, которое делает её даже ценнее компоста или перегноя. Если вам интересно узнать подробнее о прелестях и тонкостях этого явления, читайте эту статью дальше…
Что такое активная мульча и горячая трава?
Для начала давайте разберёмся в том, что же такое активная мульча. Это толстый мульчирующий слой из травы, который находится в процессе разложения под влиянием естественных ферментов и последующей переработки в доступные для растений вещества (гумус). Иными совами, органика «перегнивает» прямо на грядке, превращаясь в питательный компост.
Активная мульча закладывается на грядку в виде так называемой «горячей травы», которая предварительно полежала в куче, и в ней начался процесс ферментации, сопровождающийся повышением температуры. Такая трава выполняет сразу несколько функций, волшебно воздействуя на всё и вся – растения, почву и её обитателей. Её нужно периодически поливать, поддерживая оптимальные условия для переработки микроорганизмами и червями.
Достоинства активной мульчи (горячей травы)
- Выполняются все функции мульчи.Конечно же, в первую очередь, активная мульча прекрасно выполняет мульчирующую функцию, защищая почву от испарения влаги, выветривания, роста сорняков и создавая благоприятные условия для жизни почвенных жителей (подробно о мульче мы писали здесь).
- Активно размножаются почвенные микроорганизмы и черви. Это происходит благодаря тому, что на грядке с горячей травой проходят те же процессы, что и в компостной куче. Почвенные жители перерабатывают растительные остатки, превращая элементы и соединения в доступную для выращиваемых культур форму. При этом повышается качество земли.
- Растения становятся более сильными и лучше растут.Микроорганизмы, которых активная мульча снабжает питанием, не только улучшают качество почвы, но и положительно влияют на развитие растений. Они выделяют биологически активные вещества, которые усиливают иммунитет и способствуют более активному росту выращиваемых культур. Кроме того, растения сразу же получают питание – его обеспечивает преобразовавшаяся в доступную форму органика. Подкормки и удобрения в таком случае совершенно не нужны, ведь питания даже больше, чем нужно. На горячей траве растения растут прямо на глазах, благоухают и дают максимальные урожаи.
- Углекислый газ не пропадает даром (!).Это та самая секретная фишка, которой обладает только активная мульча. В процессе разложения травы выделяется СО2 – тот необычайно полезный газ, который является пищей для растений. Из него и воды в процессе фотосинтеза образуются органические соединения, являющиеся строительным материалом для клеток. То есть выращиваемые культуры лучше развиваются и получают больше питания не только за счёт корневого питания, но также благодаря использованию СО2. В итоге, растения, вокруг которых уложена горячая трава, бьют рекорды роста и дают более высокие урожаи. Кстати, в компостной куче углекислый газ, выделяемый в процессе ферментации, не используется в дело, а попросту уходит в атмосферу. Поэтому применение активной мульчи заметно эффективнее и рациональнее, чем традиционное компостирование, ведь в этом случае ничего не пропадает даром.
- Происходит естественная защита от болезней. В активной мульче естественным образом появляется и размножается сенная палочка – чудодейственные бактерии, из которых делают Фитоспорин (биопрепарат для борьбы с грибковыми заболеваниями разных культур). Сенная палочка выглядит как белая плесень или налёт на траве. Она подавляет патогенную микрофлору, тем самым защищая растения от болезней. Триходерма тоже может появляться в горячей траве в виде зелёной плесени. В борьбе с патогенами она не менее полезна, чем сенная палочка. Вместе эти микроскопические помощники способны подавить большинство возбудителей заболеваний. Кстати, из триходермы делают Триходермин – тоже очень эффективный биопрепарат.
Важные вопросы по активной мульче
Активная мульча может быть опасной для растений?Многие огородники считают, что вносить горячую траву на грядки опасно для растений – они могут «погореть». Но практика показывает, что это совсем не так. Ферментация с выделением тепла и продуктов разложения проходит выше уровня корней, поэтому ничего страшного с ними не происходит. А для того чтобы уберечь стебли, траву нужно раскладывать без тесного контакта с ними. Для этого вокруг ствола можно насыпать землю, сухую мульчу или просто разложить горячую траву на небольшом расстоянии, сделав защитный круг из пластиковой бутылки.
Траву необходимо вносить сразу на грядку или сначала сделать её горячей?Для того чтобы мульча была активной, в траве нужно запустить механизм ферментации. Это лучше всего делать простым способом – свалив её в одну кучу/стог (можно ещё и полить). Трава довольно быстро поменяет цвет, запах и температуру внутри. Всё это признаки начавшейся ферментации. В таком состоянии горячую траву можно раскладывать под растения. Это всегда актуально в том случае, если вы кладёте траву на голую землю. Если же хороший слой мульчи был заложен с прошлого сезона, то в верхнем надпочвенном слое уже идут процессы разложения. В таком случае траву можно попробовать сразу положить сверху – наличие почвенных микроорганизмов в большом количестве ускорит процесс. Главное, класть толстым слоем и обязательно периодически поливать его по всей грядке – активная мульча ни в коем случае не должна пересыхать (!). Но всё-таки лучше сначала запустить ферментацию в куче, а потом уже раскладывать траву. Так вы гарантированно получите активную мульчу.
Нужно ли измельчать траву?Это делать желательно, поскольку измельчённая трава будет быстрее ферментироваться и перерабатываться. Можно использовать и неизмельчённую траву, но тогда все процессы будут идти немного медленнее. Альтернативный вариант – смесь первой и второй.
Какой толщины должен быть слой активной мульчи?Минимальный слой составляет примерно 20 см. При более тонком слое мульча не будет интенсивно разлагаться. Оптимальный – 25-30 см. Со временем слой травы будет уменьшаться – его переработают микроорганизмы и черви. Поэтому 4-5 раз за сезон траву нужно подкладывать.
Можно ли делать активную мульчу из сухой травы?Нет. Сухая трава перегнивает за более длительный период. Для её ферментации понадобится больше времени и дополнительный труд в виде периодического перемешивания слоёв (для ускорения процесса). Сухая трава прекрасно выполняет функцию обычной мульчи и может быть разложена поверх горячей травы для защиты от потерь влаги. Кстати, верхний слой в любом случае подсыхает, поэтому использование сухой травы в таком качестве очень целесообразно.
Что такое ферментация и в чём её ценность?Это процесс естественного брожения, проходящий под действием ферментов, которые содержатся в самой органике (в нашем случае в горячей траве). Ферменты (другими словами энзимы) являются катализаторами разложения органики.
- в том, что органика преобразуется в съедобную для микроорганизмов форму – перерабатывая её, они привлекают червей, производящих гумус (высококачественное питание для любых культур);
- в выделении СО2 в процессе разложения органики – это питает растения ещё и через листья, сногсшибательно повышая урожаи.
Могут ли на грядке начаться процессы гниения травы?
Нет, даже в самом толстом слое активной мульчи происходят аэробные процессы, в которых не бывает гниения. Трава быстро съедается почвенными обитателями, обеспечивая нормальную аэрацию почвы.
Можно ли ускорить процесс ферментации?
Да, если полить траву ЭМ-препаратами (к ним относится Байкал, Эмочки, Бокаши) или ферментными препаратами, созданными для ускорения созревания компоста (такими, как Оксизин или Комплезим). Первые содержат агрономически полезные микроорганизмы, которые перерабатывают органику, питаясь ею. А вторые включают в себя ферменты, которые ускоряют разложение в разы по сравнению с естественными процессами, привлекая почвенные микроорганизмы.
Таким образом, есть два варианта подготовки горячей травы:
- путём запуска самостоятельного процесса ферментации;
- с использованием биоускорителей.
Раскладывая горячую траву на грядки, можно добиться быстрого роста, восстановления слабых и повреждённых растений, обильного цветения и сногсшибательных урожаев. И в этом нет ничего удивительного, ведь выращиваемые культуры с лихвой получают все необходимые для питания вещества, произрастая в оптимальных для здоровой жизни условиях. А для человека здесь есть один очень приятный бонус: активная мульча позволяет не возиться с приготовлением компоста и потом не заниматься внесением его на грядки – всё делается «здесь и сейчас».
Использование активной мульчи творит чудеса не только с растениями, но и с почвой. Она улучшает свою структуру, обогащается гумусом и активно заселяется микроорганизмами, которые делают доступными для растений микро- и макроэлементы. Куда ни глянь – одни плюсы. Единственный нюанс лишь в том, что человеку тоже нужно хорошо поработать. Для активной мульчи необходимо довольно много травы. А её нужно где-то найти в достаточном количестве, скосить, привезти, запустить ферментацию и разложить на грядки толстым слоем. Такая работа многим огородникам покажется непривычной и даже порой тяжеловатой. Но, как гласит научная истина: ничто не берётся из ниоткуда.
Для получения хороших урожаев всё равно нужно что-то вносить в почву. Желательно столько, сколько оттуда выносится (а то и больше). Так что без определённых затрат здесь никак не обойтись. Пусть же они будут экологичными, экономичными и максимально эффективными. А что больше всего соответствует этим требованиям? Правильно, активная мульча.